Несколько в стороне от современного шоссе, в пяти километрах от Эчмиадзина, расположились открытые
в начале века археологами руины пожалуй самого величественного сооружения церковного зодчества Армении периода
раннего средневековья – Звартноца.
Здесь находится храм Сурб (Святой) Григор, иначе называемый храмом Небесных Ангелов или Бдящих Сил.
Хроники называют его также Звартноцем. Богатый рельефный декор покрывал его от основания до купола.
Рядом с ним был выстроен дворец католикоса.
Зодчим этого выдающегося сооружения был католикос Нерсес III, прозванный Строителем. Выбор места храма,
рядом с освящённым преданием местом мученичества св. Рипсиме и её сподвижниц, не случаен. Постройка Нерсеса
должна была своей грандиозностью, необычайностью вида и великолепием отделки затмить храмы Эчмиадзина и
помочь утвердить ту ветвь христианства, которую он считал единственно правильной, и что не всегда можно
было сделать только проповедью.
Пастыри были не чужды таких способов возведения на паству, это видно из рассказа историка XI века Степаноса
Таронеци о католикосе Иоанне.
       Иоанн отличался красивой внешностью, одевался в блестящие одежды и даже вдувал золотой порошок в свою бороду.
Наслышанный о нём Халиф Багдатский пожелал видеть его во всём великолепии. На приёме он спросил, почему
католикос так блестяще одевается вопреки заветам Христа. Иоанн на это ответил, что Христос и его ученики
умели творить чудеса, а современные пастыри лишены этого дара и принуждены воздействовать на паству своим
видом, подобно тому, как поступают светские властители со своими подданными.
       Строительство храма было проведено в 643 – 652 годах. В основу его положена композиция равноконечного креста,
гармонически вписанного в окружность. В середине X века храм разрушился вследствие деформации, вызванной
землетрясением, более он не восстанавливался. Раскопки холма, укрывавшего храм, начались в 1901 году.
Благодаря, архитектору Т. Тораманяну, принимавшему в них участие, мы можем судить о формах и убранстве храма.
       Согласно Т. Тораманяну, здание состояло из трёх, поставленных друг на друга, уменьшающихся в диаметре и по
высоте многогранников. Их завершал конус купола. В восточной части, за алтарём, была сооружена подземная
ризница. В центре храма, в полу, был помещён небольшой круглый бассейн с лесенкой, который служил купелью
при совершении обряда крещения. Стены всех ярусов были богато декорированы как изнутри, так и снаружи
разнообразным растительным орнаментом. При раскопках были обнаружены фрагменты мозаики, остатки штукатурки
с росписью, прекрасная черепица. Все эти предметы хранятся в специально построенном при памятнике музее.