Сагмосаванк ведёт своё начало с 1215 года, когда по повелению князя Ваче Вачутяна здесь был возведён
храм Сурб Сион. Его же стараниями был построен и храм Сурб Карапет в Ованаванке. Обе эти церкви принадлежат
к одному типу крестово-купольных с двухэтажными приделами во всех углах здания. В интерьерах доминирует под
купольное пространство, что заметно и в их внешних формах.
       Монастырский храм с западной и южной сторон был обстроен обширным притвором (около 1250 г.) и книгохранилищем
(1255 г.) которое пристроено к маленькой церковке Аствацацин (1235 г.)
       Книгохранилище Сагмосаванка принадлежит к числу достаточно редких по назначению и оригинальных по композиции
сооружений Армении. Большой внутренний объём, двухэтажные приделы в его юго-восточной части, позволяют
предположить, что здесь кроме хранения рукописей занимались и их перепиской в скриптории. Алтарная апсида
в восточной части, наличие дверей в притвор и церковь Аствацацин указывают на то, что здание предназначалось
и для хранения дорогой церковной утвари. Гладким, скромно украшенным фасадам книгохранилища, не уступающего
по высоте храму и притвору, контрастируют богатые резьбой и цветом интерьеры.
Центральный шатер свода увенчан
восьмигранной ротондой. Их изящные формы хорошо просматриваются благодаря устроенному в вершине полусферы
круглому световому проёму Геометрические и растительные орнаменты декорируют свод и обрамление проёма.
В верхней части алтарной апсиды помещено рельефное изображение восходящего солнца с лучами, - над ним
барельеф летящего ангела и княжеский герб Вачутянов: орёл, когтящий ягнёнка. Гладкие боковые поверхности,
примыкающие к обсиди, орнаментированы геометрической плетёнкой, узором из различных по форме звёзд,
треугольников и восьмиугольников. Нарядность интерьеру придаёт и цветовое оформление – отдельные его
части не только выполнены из красных и чёрных камней, но и раскрашены в белый, жёлтый и красные цвета.
       В оградах монастырей, на прилегающих к ним кладбищах, а также внутри самих зданий сохранилось множество
надгробий, некоторые в виде богато орнаментированных хачкаров. Интересны и хачкары на постаментах в
Сагмосаванке.