На краю скалистого обрыва живописного ущелья реки Касах, на расстоянии 5 километров друг от друга, расположились
монастыри Ованаванк и Сагмосаванк. Их стройные силуэты ясно видны издалека на фоне склонов Арагаца.
       Причины столь близкого соседства этих монастырей не выяснены исследователями до сих пор. Бесспорно, что на месте
Ованаванка находилась древняя церковь IV века, руины которой, и сейчас сохранились в ограде монастыря. Вероятно,
что на месте Сагмосаванка в первые века христианства была пустынь, в которой пребывали отшельники. Это обстоятельство
могло послужить причиной основания здесь монастыря.
       Архитектурные ансамбли Ованаванка и Сагмосаванка отличает весьма компактное расположение вокруг главных храмов.
Живописность монастырей усиливает удачное использование окружающего рельефа – скромно украшенные восточные стены
храмов служат как бы продолжением скалистых обрывков каньона реки. В противоположность этому богато украшены западные
и южные фасады зданий, обращённые в сторону путей подхода. Их декор подчёркивается послеполуденным и закатным солнцем.
       В плане монастырь Ованаванк представляет собою почти правильный прямоугольник из трёх компактно стоящих зданий.
Территория монастыря обнесена оградой, до некоторой степени служившей защитой от набегов завоевателей в средние века.
В западной части его территории, справа от входа находится мемориальная четырехствольная колонна на ступенчатом
пьедестале, установленная в 1311 году. Главный храм, Сурб Карапет, - возведён в 1216 году – 1221 годах. Притвор храма
сооружен в 1250 году. Древнейшая постройка Ованаванка – базилика, возведённая в V веке, перестраивалась в 573 году
и после неоднократно подновлялась. С севера к базилике примыкают руины церкви первых христиан, относящиеся к началу
IV века, построенной вероятнее всего на месте языческого капища, существовавшего здесь в дохристианскую эру.
       Крестово-купольный, с двухэтажными приделами во всех углах, храм Сурб Карапет отличает утончённое декоративное
убранство, характер которого можно проследить в оформлении западного портала. Здесь, в обрамлении перспективно
расположенных полуколонн, рельефы восьмиконечных звёзд сплошь декорированы мелким растительным орнаментом. Место
строительной надписи в тимпане занимает барельеф с изображением Христа и «мудрых и неразумных дев». В центре
композиции крупная фигура сидящего на троне Христа. Правой рукой он благословляет смиренно взирающих на него
«мудрых дев», левою же порицает «неразумных», головы которых повёрнуты от него. Южная стена храма и его высокий
купол двенадцатигранном барабане были разрушены в 1919 году и сейчас восстанавливаются, после чего он снова приобретёт
свой стройный силуэт и изысканный архитектурный наряд.
       Притвор (гавит) монастыря возведён в 1250 году, он почти закрыл собою западный фасад храма. XII- XIII века – эпоха
строительства притворов, небывалых до того времени в Армении построек. Внешне это чисто светские сооружения, по
назначению- по назначению полуцерковные, полу гражданские, поскольку были местами собраний прихожан, обсуждавших
дела прихода. Располагались они обычно с западной стороны храмов, представляя собой довольно большие прямоугольные
или квадратные здания с четырьмя широко расставленными колоннами, поддерживающими плоское, обычно восьми скатное,
перекрытие. Притвор Ованаванка интересен двенадцати колонной звонницей-ротондой, имеющей в диаметре 6,5 метров – самой
большой среди аналогичных сооружений в Армении. Звонница возведена позднее притвора, возможно около 1270 года, при
капитальном ремонте здания.
       Среди множества армянских преданий есть предание, связанное с монастырём Ованаванк и Тамерланом.
       Когда арды захватчиков
вторгались в Армению и, разоряя всё на своём пути , дошли до монастыря, здешний настоятель, дабы не видеть его разорения
и гибели своей братии, пришёл топиться в реке. Но господь не допустил этого – воды реки не приняли его, и зашагал он по
воде, аки по суху. Тамерлан, бывший при этом, позвал настоятеля и сказал: «Раз ты явил нашим глазам такой чудесный знак,
проси, чего захочешь». Настоятель ответил: «Дай мне столько народа моего, сколько церковь вместит». Согласился Тамерлан.
Распахнули дверь храма и начал туда народ валить. Сколько людей было - все вошли в церковь, никого не осталось.
Тамерлан подивился этому, смотрит, вошедшие внутрь превращаются в голубей и улетают, спасаясь.