Гарни – непреступная крепость, живописно расположенная на скалистом треугольном мысе высоко над
рекою Азат. Скалы и причудливые утёсы, пропасти и глубокие ущелья, горные хребты – всё это и сейчас
простирается от ближайших окрестностей крепости до самого горизонта. Из крепости открывается обширная
панорама горных склонов, покрытых пёстрыми коврами трав.
       Крепость Гарни служила с III в. до н. э. по IV в. н. э. резиденцией царей Армении из династии Ервандидов,
Арташесидов и Аршакидов. Здесь же стояла гарнизоном и часть их армий.
       Естественные рубежи крепости – река, глубокие ущелья и отвесные скалы, делали её неприступной с трёх сторон.
Со стороны равнины же была возведена мощная Крепостная стена из крупных базальтовых блоков, скреплённых
железными скобами, залитыми свинцом. Башни и вогнутая форма средней части стены значительно облегчали её
оборону.
       В южной части крепости, вокруг её главной площади располагались дворцовые здания. Здесь были парадные
апартаменты царей, дворцовая церковь, жилые покои, баня. В северной части находились помещения слуг, царской
охраны и гарнизона.
       Эти постройки дошли до нас в руинах и только раскопки, проведённые археологами, позволяют нам судить об
их характере и красоте. Дворец царей был двухэтажным, довольно большим, около 15 х 40 метров. Его южную
часть занимал парадный зал 10 х 20 метров, украшенный колоннами. Северная часть дворца была жилой. Остатки
цветной штукатурки и некоторые другие находки дают основание полагать богатое убранство помещений дворца.
       Рядом с жилыми покоями помещались дворцовая баня. Сооружённая в III веке, она включала не менее пяти
небольших комнат – раздевальную, купальню с холодной водой, купальни с тёплой и горячей водами, топочное
помещение с резервуаром для подогрева воды.
       Устройство этого, столь необходимого элемента дворцового быта, существенно не отличалось от бани, уже
описанной нами в замке Амберд. Интерьеры же её были богаче, в некоторых помещениях уцелели полы с остатками
многоцветной каменной мозаики. Особенно интересна мозаика в раздевальной, сюжет её заимствован из греческой
мифологии. Боги Океана и Моря в окружении нереид и рыб изображены на светло-зелёном фоне моря. Греческие
надписи знакомят с именами богов и нереид.
На территории дворца обнаружены фрагменты различных скульптур, детали его архитектурных украшений, предметы
дворцового быта, сообщившие археологам много интересных подробностей, позволивших восстановить некоторые черты
жизни его обитателей.
       Современной нам женщине покажутся непонятными, а порой и забавными сообщения об ароматах, которые
распространяли вокруг себя несравненные красавицы, жившие в этом дворце. Трудно себе представить, чтобы
терпкий запах мускуса, которым душилась красавица, мог бы усилить её обаятельность, или чтобы её прелести
подчёркивал неотступно следовавший за нею запах алоэ. Непостижимая для нас привлекательность этих ароматов
объясняется тем, что мы не знаем, какой именно запах реально им соответствовал в ту эпоху. Точно также
условна и непонятна нам любовь к смолистым ароматам, которые возжигались в курильницах парадных покоев и
жилых комнат дворцов, стоявших на горных хребтах, или окружённых садами, в условиях прекрасного климата.
       Самую высокую точку крепости занимает храм, обращённый к площади своим главным фасадом. Храм был построен
во второй половине I века н. э. и посвящён одному из богов армянского языческого пантеона, возможно богу
Солнца, Митре. Принятие Арменией в 301 году христианства повлекло за собой уничтожение языческих храмов,
однако проповедники новой религии не рискнули посягнуть на этот, стоявший в царской резиденции. Храм уцелел
и в последовавшие за этим века использовался как летнее помещение, нечто вроде беседки. Летописи того периода
именуют его «домом прохлады».
       Храм был построен из базальта по типу периптера, т. е. здания, окружённого со всех сторон портиком на
колоннах. Поверхность скалы, на которой стоит храм, была выровнена с помощью бетонного основания, постепенно
утолщающегося к югу. На этом основании возведена высокая платформа (подиум) длиной около 15 и шириной
около 11 метров. На ней возвели стены центрального помещения (целлы) и 24 ионических колонны портика.
Главный и тыловой фасады украшают по шесть колонн, боковые фасады – по восемь. С северной стороны ко входу
подымается широкая лестница из девяти мощных ступеней. Две нижних ступени окаймляют со всех сторон платформу,
образуя цоколь.
       Крупные каменные блоки храма в своё время были связаны железными и бронзовыми штырями и скобами, залитыми
через специальные каналы свинцом.
       Выступающие по сторонам лестницы массивы украшены барельефами коленопреклонённых атлантов с воздетыми руками.
Капители колонн украшены ажурным лиственным орнаментом, карнизы храма имеют ложные водосливы в виде львиных
голов и покрыты богатым растительным орнаментом с невысоким рельефом.
       Превосходно выполненные тёска и резьба показывают высокую технику местных мастеров, которые только и могли
успешно справиться с такою тонкою обработкой твёрдого базальта, совершенно непосильной для пришлых римлян,
обычно имевших дело с податливым мрамором.
       С появлением в XIII веке огнестрельного оружия местные жители начали выбивать и выламывать свинец. Следы их
усилий и сейчас можно легко обнаружить на восточной части крепостной стены. Это привело к ослаблению связей
между блоками и, возможно, послужило причиной разрушения памятника сильным землетрясением, происшедшим в
Армении в среду, 15 июня 1679 года.
       Уже в 60-х годах XX столетия храм был восстановлен в том виде, в каком, надеемся, он служил украшением
этой древней крепости.