Русские поселения в Восточной Армении. Часть которой сейчас является территорией Армении, начали возникать в первой половине XIX столетия. Первоначально этот процесс объяснялся желанием правительства Российской империи создать здесь свои форпосты, демонстрирующие Персии и Турции постоянное присутствие русских войск и населения в занятых по праву войны областях. Второй, не менее важной целью, являлось развитие экономики и общественно-политической жизни этого края, которое позволило бы скорейшим образом включить его в орбиту отношений империи.        Результатом выполнения этого плана явилось создание нескольких русских военных поселений на севере Восточной Армении – на месте нынешнего Степанавана и в его ближних и дальних окрестностях. Как правило, поселения создавались при штаб квартирах полков и, по свидетельству современника, представали «прекрасно обстроенными, с густо разросшимися старыми садами, с хорошо мощёными и содержащимися в порядке улицами. Среди такой штаб-квартиры красуется обыкновенно полковая церковь, близ неё дом командира полка, полковые службы, лазарет, мастерские, школа, клуб; солдаты помещаются в казармах, выстроенными длинными флигелями, женатые же живут в отдельных домиках». Кроме русских, в военных поселениях осела часть казаков и государственных крестьян украинского происхождения.        Жизнь поселенцев была подчинена строгой регламентации, они не имели права самостоятельно распоряжаться своим хозяйством, даже браки здесь заключались по предписанию начальствующих. Сложившееся положение привело к экономической несостоятельности этих поселений и, просуществовав около пятидесяти лет, они были распущены тем более, что надобность в такого рода военном присутствии здесь миновала. Все военные поселяне, оставшиеся в этих краях на жительство, были приравнены к сельским обывателям.        Другим родом созданных здесь русских поселений были сектантские. Причины переселения в эти края молокан, духоборов, субботников и некоторой части православного крестьянства следует искать в религиозных гонениях на сектантов со стороны официальной церкви и государства, а также в кризисе крепостной системы России первой половины XIX века. Множество крестьянских семей тогдашних Оренбургской, Тамбовской, Воронежской, Рязанской, Пензенской, и Владимирской губерний, снявших с родных мест, тронулись в долгий путь к Закавказью.        Такое переселение поощрялось правительством, оделявшим переселенцев наделами пустовавших земель и денежными пособиями для обзаведения хозяйством. Сектантам также не возбранялось в этом краю исповедовать свои вероучения. Результатом этого явилось образование новых русских поселений в районе Севанского бассейна и вдоль дороги, шедшей из Еревана к озеру Севан и далее, к Дилижану.        Первое поселение русских сектантов в Восточной Армении было образовано в 1832-33 годах на месте села Базарчай в Зангезуре. По некоторым неполным данным на 1851 год, в Восточной Армении проживали 615 семей численностью 4051 человек.        Ремёсла и промыслы русских поселенцев в Восточной Армении продолжали традиции из родных мест. Из архивных документов мы узнаём о плотниках, кузнецах, бочарах, колёсниках, токарях, сапожниках, портных, печниках и каменщиках. Некоторые из них были известны своим искусством во всём Закавказье.        Сельские общины русских крестьян в Восточной Армении, обосновавшиеся в её северных районах, образовали своеобразную микрообщность русского этноса, способствовавшего сохранению целого ряда своих самобытных черт. Современная Цивилизация, нивелирующая быт всех народов, затронула и этот русский островок Армении. Однако внимательному взгляду здесь откроется много, давно забытых в других местах, исторических черт русского быта.