Ансамбль этой площади создан по проекту А. Таманяна. Задуманная первоначально как овальная, впоследствии она приобрела
более сложную форму – сочетание овала с трапецией. В создании объёмно пространственных форм площади участвуют пять зданий
– Дом правительства, Дом министерств, Гостиница «Армения Мариот», Дом Союзов Дом связи, здание музейного комплекса.
Застройка площади начата в 1926 году.
       Дом правительства Армении (архитектор А. Таманян) в плане представляет собой многоугольник с внутренним двориком.
Одна из сторон многоугольника – овальная, с главным входом, обращена на восточную часть площади. Планировка здания
продумана и рациональна – рабочие комнаты и кабинеты расположены по сторонам коридоров, вестибюли связывают коридоры
с залами заседаний, создавая единый функциональный интерьер. Глубокие арочные проёмы, опирающиеся на мощные парадные
полуколонны, этаж с колоннадой – лоджией, башня с часами, активная игра объёмов и светотеней – придают фасаду здания
монументальность, задают масштаб всей площади.
       На западной стороне площади симметрично размещён Дом министерств (Архитекторы С. Сафарян, В. Аревшатян, Р. Исраелян).
Его масштаб, конфигурация, силуэт и общая высота гармонирует с Домом правительства. Глубокая лоджия первого этажа служит
входом для (место рекламы).
       Формирование архитектурного ансамбля площади завершилось строительством в 50-х годах зданий гостиницы «Армения» и Дома
Союзов с одновременной реконструкцией здания Дома связи. Большие арочные порталы подчёркивают индивидуальность этих
зданий, её дополняет разнообразный и тонкий декор. При этом выдержаны архитектурно-пространственные формы, высотные
отметки и членение ранее построенных Дома правительства и административного здания. Такое решение способствовало
разделению площади на две симметричные группы, это обогатило и усилило архитектурную выразительность всего ансамбля.
       Реконструкция здания Музейного комплекса была необходима по двум соображениям – градостроительным и в связи с
необходимостью создания достаточных площадей для размещения экспозиций. Переориентирование бокового фасада в главный,
сооружение со стороны площади аркады с глубокой лоджией и главным входом – придало зданию новое архитектурное звучание
и объединило обе стороны ансамбля.
       Перед зданием Музейного комплекса сооружён большой бассейн с фонтаном, который подчёркивает овальную часть площади.
В водном зеркале бассейна отражаются окружающие его здания, мощный фонтан и большая водная поверхность создают здесь
постоянную прохладу в летнюю жару.